23 сент. 2010 г.

Тонирование канвы

Встретила интересную статью здесь, решила перенести к себе в блог, чтобы иметь всегда под рукой. Буду рада, если эта информации покажется вам интересной и нужной:)

Зачастую для создания определенного ощущения от вещи необходимы особенные материалы. Как и все на свете, их можно купить, а можно изготовить самим, получив при этом массу удовольствия. О том, как это сделать рассказывает мастерица-кукольник и известная переводчица Анна Комаринец.


Скажем, задумали вы прекрасный закат, вспоминая блоковские строчки: «Я послал тебе черную розу в бокале золотого, как небо, аи». Ах, как хочется, чтобы фоном для закрывающихся на ночь цветов или готовящегося запеть соловья стало как раз такое золотое небо. Или чтобы вышивка приобрела характерную привлекательность «старенькой» вещи из бабушкиного сундука. И не будем забывать, что сейчас во всем мода на винтаж. И того, и другого эффекта добиться не сложно, нужно лишь обработать исходную канву. С детства нас убеждали, что аккуратный вид есть признак красивой и качественной вещи. Забудьте на минутку о том, что вы взрослые, и позвольте себе удовольствие что-нибудь креативно испачкать.

Красить ткани для того, чтобы изменить их характер и производимое ими впечатление, можно чем угодно – одна из самых удачных моих тканей была покрашена смесью гранатового сока и дешевого красного вина для готовки (в пропорции 1:1). На прилагаемых фотографиях приведены разные варианты составов и выдержки в них ткани.




Основных методов состаривания ткани два: погружение в тот или иной раствор и окрашивание кистью. Суть первого проста – подбираете нужный раствор, погружаете в него на то или иное время ткань и споласкиваете ее или нет, в зависимости от того, понравился ли вам полученный результат. Я при окрашивании полощу ткань лишь в том случае, когда оттенок кажется мне слишком темным. В случае вышивки, вероятно, лучше заранее обдумать эту проблему, ведь если уже готовая вышивка будет стираться, часть естественного пигмента смоется. Я бы рекомендовала окрашивать канву и нитки одновременно, чтобы они приобрели так сказать общий «знаменатель» и не возникло бы потом эффекта вышивки новыми нитками (которые будут казаться чересчур яркими) по «старой» канве. Опыт показал, что прекрасно прокрашиваются фактически все имеющиеся сейчас разновидности канвы – на фотографиях представлены образцы самой распространенной Aida №14.

Из всех средств для окрашивания тканей чай – наиболее благодатный. Во-первых, он всегда имеется в кухонном шкафу, во-вторых, почти полностью смывается под проточной водой – только вот ситуацию надо спасать быстро и не давать «прочаенной» ткани высохнуть.

Методика окрашивания чаем имеет долгую и почтенную историю. Известно, что так красили тряпичных кукол жены первых поселенцев в Америке. Окуная в чай тряпочку, не мешает представить себе «сладких» кукол (в чае растворяли сахар), которыми успокаивали детей матроны, пока повозки тряслись по пыльным дорогам Дикого Запада времен золотой лихорадки. Не стоит бояться, что вы вот-вот испортите хорошую канву, лучше думать о том, что поддерживаете традиции позапрошлого уже века. Поэкспериментируйте с разными марками чая, поскольку они дают разные оттенки и густоту цвета при одних и тех же условиях настоя. Более горячий чай даст более насыщенный цвет, менее горячий – менее. Впрочем, если вы будете окрашивать методом погружения, это не имеет особого значения, так как на образце можно заранее подобрать нужные вариации.

Второй метод, окрашивание кистью, используется для создания эффекта пятен, какие возникают на старой ткани. Для этого необходимо заварить крепкий чай и наносить его на канву широкой плоской кистью (лучше №8 или №9), впрочем, если таковой не имеется, можно взять и обычную. Я бы рекомендовала поискать также плоскую малярную кисточку, которая, если наносить ею красящую жидкость, может дать интересный эффект полос. Чтобы пятна были более выраженные, возможно сделать следующее

- подложить под окрашиваемую ткань смятую хлопчатобумажную тряпицу, тогда часть жидкости впитается в нее, а после, по мере высыхания, выйдет на поверхность;

- посушить окрашенную ткань феном для волос;

- оставить на ткани чаинки, под которыми ткань дополнительно прокрасится и потемнеет.

Возможно получить эффект полос или квадратов, для этого определённые участки канвы нужно заклеить самым обычным лейкопластырем, только желательно не дорогим, бактерицидным, поскольку он слишком уж пропускает влагу, а «советским» катушечным. Можно также создать орнамент на ткани, предварительно закрыв выбранные места, скажем, вырезанными из бумаги листочками.

Иногда хочется, чтобы вещь не только выглядела приятно старенькой, но и приятно пахла. Добиться такого эффекта «вкусной вещи из бабушкиного сундука» тоже не сложно. Достаточно погрузить ткань, скажем, в крепко заваренный кофе (лучше не растворимый он может дать неестественный цвет), предварительно разведя в нем несколько капель ванильной эссенции или добавив при варке корицу. Затем следует разогреть до 90-100°C духовку, выстелить противень в несколько слоев бумажными полотенцами и разложить на них ткань, а после держать в духовке 20-30 минут. Неоднократно проверено: чистый хлопок в духовке начинает гореть лишь после температуры 220-250°C или если забыть его слишком уж надолго. Однако следует заранее подумать, какой результат хочется получить. Ровно расправленная ткань ровно и прокрасится. Если ее слегка скомкать или заложить складочки, по местам складочек и заломов цвет получится более тёмным, в идеальном варианте можно добиться эффекта мрамора. Правда, этот метод прокраски хорош на тонких тканях, плотную и жесткую канву довольно трудно будет мелко смять. Затем канву можно слегка потереть наждачной бумагой, только делать это надо осторожно, чтобы не разрушить структуру волокон. Это тоже даст эффект приятной старины.

Дерзайте, все в ваших руках и… в вашей чашке чая с сахаром!

ЗОЛОТОЕ НЕБО В хозяйственных магазинах по сей день продаются замечательные краски под названием «золотовка», «серебрянка» и «бронзовка». Продаются они в виде порошка, который прекрасно «уживается» с любыми масляными красками, а можно попробовать развести его и просто пиненом (он же самый простой растворитель для масляных красок №4). Этой смесью следует осторожно покрыть требуемый участок канвы и дать ему высохнуть.

NB. Масляные краски сохнут очень долго, иногда до суток. Лучше купить не обычный пинен, а потратить небольшие деньги в магазине для художников. Специальных знаний для его выбора не нужно, надо лишь попросить очищенный пинен или терпентин без запаха. Ваши затраты окупятся, особенно если вы не переносите резких запахов или почему-либо вам неприятен «аромат» скипидара.

РЕНЕССАНСНАЯ ПОЗОЛОТА Можно без особого труда добиться эффекта старинной стершейся позолоты. Для этого нужно жидко развести золотую грунтовку, покрыть ею нужный участок и дождаться, когда он высохнет. Затем обмакнуть плоскую кисть в краску под цвет канвы, отжать краску на листе бумаги и полусухой кистью легонько провести по канве. Тогда краска легко осядет на верхних точках рельефа и получится эффект стёртости. Будет казаться, что в низинках поблескивает прозрачная позолота, а на вершинках она вытерлась. Если такой способ кажется слишком сложным, можно, дождавшись, когда золотистый грунт высохнет, потереть, «состарить» ткань куском войлока необходимой жесткости. Звучит угрожающе? Вовсе нет, жесткий войлок запросто можно купить в виде самых обыкновенных обувных стелек.

Чтобы получить такой оттенок:

рецепт от Светланы (ник «G Lana») из клуба "Вышивка крестом": "Прикупила краски Американа, краски красят все, кроме глазурованной керамики (дерево, ткань, металл) по две капельки развела в воде синего и бирюзового. Чем больше краски в воду добавляется, тем ярче. И как работать акварелью от светлого к темному. Перед тем как наносить краску ткань надо смочить брызгалкой, не отжимать руками, а то заломы останутся. Смочить нужно для того чтоб краска лучше растекалась по ткани, для облаков и неба это актуально. Когда ткань высохнет, краски заметно посветлеют. Ткань должна сохнуть 72 часа, потом ее гладят утюгом, потом стирают и опять дают высохнуть и гладят. Я не смогла выдержать 72 часа. Покрасила ткань, подсушила феном, прогладила утюгом, постирала (немного добавила уксуса), опять просушила феном и погладила, ткань не полиняла. И процесс занял полчаса".

Еще можно красить так :

Бежевый и кремовый цвета

Кофе крепкий (расстворимый) заварить кипятком, положить ткань. Держать несколько минут (в зависимости от крепости кофе и желаемого оттенка), прополаскать, высушить. При стирке мягким шампунем и мягкими порошками не линяет. Точно также окрашивают ткань в крепком чае. Разные сорта чая и кофе дают разные оттенки

Желтый

листья березы (ярко-желтый цвет)
кора, корни и древесина барбариса
кора крушины. Свежая кора дает желтую окраску, сухая коричневую
полынь - дает соломенную и палевую окраску. Если добавить квасцы - цвет будет лимонный

Синий цвет

черника (ягоды дают фиолетовый цвет)
ежевика (ягоды дают синий цвет)
Иван-да-Марья (цветы)
шалфей луговой (все части растения кроме корней)
куркума (ярко-желтый)

Зеленый цвет

ягоды можевельника
хвощ болотный (стебли)
листья бузины

Красный и коричневый

ягоды бузины (спелые ягоды окрасят ткань в красный)
душица (трава окрасит ткань в красный)
крушина (сухая кора даст коричневый цвет. Молоденькие веточки и свежие листья (до момента цветения) дадут красный цвет
корень конского щавеля (коричневый)
луковая шелуха (красно коричневый цвет)

Оранжевый

ягоды облепихи

Пряничный

совершенно восхитительный цвет дает корица (разводим порошок в воде либо берем палочки и варим в этом бульоне ткань)

Пустынные, горчичные оттенки

ткани окрашенные в желтый цвет (куркумой или другим растением) варим в чае

Все эти красители не выцветают и сохраняют свежесть цвета годами

Чтобы покрасить ткань необходимо растительное сырье (то, какое вы выбрали) измельчить, а потом прокипятить в дистиллированной или дождевой воде (если есть - добавляют поташ - карбонат калия или натрия). После этого водный раствор красителя надо упарить, для более интенсивной окраски и процедить.

Мраморная рацветка

кофе - ткань сильно сминают и кладут в небольшую по объему (относительно ткани) посуду - сушат на батарее в скомканном виде

хна различных оттенков (тоже сушим на батарее)

И немного о химии, которая есть в любом доме:

Разводы - узоры

Берем слабый раствор марганцовки, тонкой беличьей кисточкой рисуем узоры или разводы. В зависимости от крепости раствора меняется и цвет

(любой выбранный краситель) окрашенную ткань, еще мокрую посыпаем солью - получаем интересные замысловатые узор

чудесные разводы дает любой густой отбеливатель (типо доместоса) - время выдержки соответственно влияет на интенсивность

Ну и конечно вы всегда можете покрасить вашу ткань любыми красителями для ткани и акриловыми красками, так же можно воспользоваться покраской в стиле батик

Ссылки на источники:

статья из журнала "Вышиваю Крестиком"
batikdesign.narod.ru
и от kosnataliy



8 комментариев:

  1. Катюш, спасибо! Очень ценная информация! Утащила :)

    ОтветитьУдалить
  2. Кать, как интересно! Про "золочение" тканек особенно (ввиду приближающегося Нового года!)
    Вот вечно ты что-нибудь этакое откопаешь! Пасибки!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Надя и Катя, не за что пока:) Надо еще опробовать эту инструкцию, как что-нибудь наваяю - обязательно покажу:)

    ОтветитьУдалить
  4. О, Катя, спасибо! Давно хочу попробовать сама покрасить, да всё никак, а тут после такой обстоятельной статьи ну просто грех не попробовать!

    ОтветитьУдалить
  5. Сколько информации! кладезь какой-то! спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Кать, спасибо, очень полезная информация.Осталось опробовать.

    ОтветитьУдалить
  7. Катя, спасибо большое за информацию! Обязательно попробую.

    ОтветитьУдалить
  8. Девочки, спасибо! Будем все вместе испытания проводить:)

    ОтветитьУдалить